НМИЦ ПМ: Городская инфраструктура может способствовать укреплению здоровья

1 ноября 2019

Как  рассказал на очередной конференции научных сотрудников ФГБУ «НМИЦ ПМ» Минздрава России ведущий научный  сотрудник  отдела эпидемиологии  ХНИЗ, д.м.н. С.А. Максимов, городская  инфраструктура может (и должна)  способствовать  укреплению здоровья  жителей городов. Именно эта категория населения наиболее подвержена гиподинамии, а ведь недостаточная физическая активность, по мнению экспертов ВОЗ, является одним из основных факторов риска развития многих неинфекционных заболеваний.

Как отметил Сергей Алексеевич, физическая активность складывается из профессиональной, бытовой, рекреационной (отдых, прогулки) и спортивной деятельности. Что касается профессионально обусловленной физической активности, то наблюдаемое в настоящее время увеличение доли офисных профессий, роботизация и информатизация труда приводит к недостатку этого вида физической активности. Поэтому, в современных условиях активный транспорт и прогулки привлекают все большее внимание организаторов здравоохранения в качестве популяционного инструмента увеличения физической активности.

При этом, по словам С.А. Максимова, из года в год увеличивается количество публикаций результатов научных исследований, подтверждающих влияние инфраструктуры места проживания на здоровье населения. Он  рассказал о  Новой программе развития городов, принятой на совещании ВОЗ в Шанхае в 2016 году в рамках проекта «Здоровые города» (Healthy Cities).

По мнению ВОЗ, «построенная среда»,  которая  включает в себя строительный и транспортный дизайн города, наличие пешеходных и велосипедных дорожек, тротуаров, торговые центры, жилые и офисные здания, должна  способствовать укреплению здоровья горожан.

Как рассказал специалист, современные методики (GIS-технологии, шкала NEWS) позволяют оценить каждый городской район с точки зрения благоприятствования физической активности жителей (активный транспорт и отдых). В индексе проходимости учитываются такие показатели как плотность населения района, количество перекрестков, количество и доступность различных объектов (офисных  зданий, магазинов, госучреждений, учреждений культуры и спорта). Чрезмерно низкая плотность населения и удаленность объектов от дома ограничивает желание жителей ходить пешком, а чрезмерно высокая плотность – использовать велосипеды. Это требует соблюдения определенного баланса при разработке градостроительных планов и проектов. Достаточное количество перекрестков в районе повышает количество возможных пешеходных  маршрутов между городскими объектами. А вот плохая  освещенность улиц, заброшенные здания, пустыри, небезопасное автомобильное движение и уличная преступность негативно влияют на склонность населения к пешим или велосипедным прогулкам, снижая и общий  уровень физической активности жителей.

Свои стратегии укрепления здоровья  горожан, по словам С.А. Максимова, уже разработали и внедряют многие страны. Например, в Австралии разработана  Национальная велосипедная стратегия, нацеленная на увеличение количества людей, регулярно пользующихся велосипедами. В Великобритании  до 2040 года действует инвестиционная стратегия в сфере  транспорта и ходьбы. Она предполагает повышение безопасности движения и «уличной связанности» (числа перекрестков, вариантов маршрутов), снижение скорости движения автотранспорта, развитие прогулочных зон и оптимизацию общественных пространств. В странах Латинской Америки уже реализуются изменения в системах общественного транспорта и разработаны меры стимулирования пешего или велосипедного передвижения горожан.