Образовательный онлайн-семинар «Как информировать пациента о факторах риска и давать советы по изменению образа жизни» прошел на базе ФГБУ «НМИЦ ПМ» Минздрава России
Взаимодействие врача и пациента в решении проблем со здоровьем последнего порой напоминает разговор двух людей, говорящих на разных языках. О каком взаимопонимании в таком случае может идти речь? Насколько эффективной будет консультация самого опытного врача, если пациент его «не слышит», рекомендации отторгает, в лучшем случае равнодушно выслушивает и… уходит искать того, кто ему точно поможет?
Решению этих проблем коммуникации двух заинтересованных сторон, врача и пациента, и был посвящен образовательный онлайн-семинар «Как информировать пациента о факторах риска и давать советы по изменению образа жизни» ведущего научного сотрудника ФГБУ «НМИЦ ПМ» Минздрава России Бориса Эмануиловича Горного, прошедший 16 мая 2019 г. Семинар был организован отделом организационно-методического управления и анализа качества медицинской помощи ФГБУ «НМИЦ ПМ» Минздрава России.
По словам Бориса Эмануиловича, многие рекомендации врачей по отказу от вредных привычек преподносятся пациентам в назидательной форме, с использованием глаголов повелительного наклонения: «Вы должны бросить курить», «Начинайте делать зарядку…», «Научитесь справляться со стрессом» и т.п. И такую форму подачи в принципе полезной информации пациент не воспринимает и, соответственно, не следует этим советам.
А между тем, полагает специалист, решение этой проблемы существует. Главное – наладить правильную коммуникацию, диалог между врачом и пациентом. В ходе лекции слушателям была представлена модель изменения проблемного поведения – от отрицания человеком существующей проблемы через оценку всех доводов «за» и «против» к принятию решения об изменении образа жизни, воплощения его в действие и поддержанию полученных результатов (или рецидиву проблемного поведения).
Как рассказал Б.Э. Горный, разные пациенты имеют различную мотивацию к коррекции поведения, в различной степени готовы к изменениям и находятся на разных стадиях процесса изменения. С учетом этого специалист рассказал о методах экспресс-диагностики для определения, насколько тот или иной пациент готов менять свою жизнь. Для этого, по словам специалиста, врач должен предложить ему ответить на несколько несложных вопросов.
Особенностью пациентов с вредными привычками является амбивалентность: с одной стороны, они признают свои проблемы, с другой же – находят им оправдание. И это тоже важно учитывать в работе врача при выстраивании полноценного диалога.
Как отметил специалист, прямолинейные, радикальные советы «в лоб», назидания и поучения вызывают у пациентов разнообразные негативные ответные реакции – раздражение и злость, желание обороняться, стыд и эмоциональный дискомфорт, пассивность и равнодушие. Вместо этого врач может воздействовать на пациента иначе – втягивая его в дискуссию, заставляя размышлять над своими проблемами и возможным их решением. В ходе лекции Борис Эмануилович наглядно продемонстрировал технику такого взаимодействия – эффективного, вовлекающего пациента в работу над самим собой, а также рассказал, как правильно давать советы пациенту.
По его мнению, врач и пациент – это взаимодействие двух равноправных сторон, где одна из сторон (врач) учитывает потребности пациента в информации, выявляет его приоритеты, говорит на понятном для обычного человека языке, соблюдает автономию пациента и его право на собственное мнение, не решает за него. Только при таком подходе взаимодействие «врач – пациент» сможет быть полноценным и эффективным, позволит врачу оказать пациенту должную помощь, а пациенту – ей воспользоваться и решить свои проблемы со здоровьем, в том числе – отказавшись от вредных привычек и изменив свой образ жизни.