Результаты совместного исследования ФГБУ «НМИЦ ПМ» и ВОЗ представлены на Российской неделе здравоохранения-2017

11 декабря 2017

В рамках VIII Форума по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни «За здоровую жизнь» специалисты ФГБУ «НМИЦ профилактической медицины» Минздрава России представили результаты исследования, проведенного в начале 2017 года совместно с европейским региональным представительством Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Исследование, результаты которого представила участникам форума заместитель директора «НМИЦ ПМ» по научной и аналитической работе, д.м.н. А.В. Концевая, было посвящено изучению рекламы продуктов питания, транслирующихся на федеральных «детских» каналах и каналах с большой подростковой аудиторией.

Как рассказала А.В. Концевая, с марта по май 2017 года специалисты ФГБУ «НМИЦ ПМ» проводили мониторинг рекламы, транслировавшейся на пяти федеральных телеканалах, предназначенных для детей и подростков в возрасте до 16 лет.

На каждом из телеканалов в течение четырех дней (два будних и два выходных дня) на протяжении трех месяцев проводился мониторинг рекламных роликов с записью эфира велась с 6.00 часов до 22.00 часов.

После получения всей информации о транслировавшейся рекламе был проведен анализ всех рекламных роликов по специальному алгоритму с занесением в базу данных. Далее проводился подробный анализ всех рекламных роликов продуктов питания. На следующем этапе исследования был проведен сбор упаковок/этикеток рекламировавшихся продуктов, которые можно было найти в Интернете либо приобрести в магазинах. Затем в базу данных вносилась информация о нутриентном составе каждого из продуктов-«участников» рекламы.

Как показало проведенное исследование, продукты питания и напитки – самая рекламируемая категория товаров на телеканалах, включенных в мониторинг. Вторая по частоте категория рекламируемых продуктов – фармацевтические препараты.

Что касается рекламировавшихся продуктов питания, то далее исследователи руководствовались рекомендациями ВОЗ по маркетингу продуктов питания для детей. На первом этапе выявлялись те категории продуктов питания, маркетинг которых для детей вообще не разрешен.

На втором этапе оценки анализировался состав каждого продукта на соответствие установленным нормам содержания в них сахаров, жиров, трансжиров, соли и т.п.

Вывод специалистов по итогам исследования оказался неутешительным: 60% продуктов питания, рекламировавшихся на детских и популярных у подростков телеканалах, не разрешены для маркетинга детям по критериям ВОЗ, а еще 20% рекламируемых продуктов не удалось оценить по этому критерию (в связи с недостаточностью информации на упаковке/этикетке). При этом не удалось выявить ни одного ролика социальной рекламы. Единственной попыткой продвижения идеи отказа от курения, как отмечается в докладе, была заставка «Мы не курим и вам не советуем» на одном из телеканалов. 

 

ОБЩИЙ ОБЪЕМ ПРОАНАЛИЗИРОВАННОЙ РЕКЛАМЫ

4 дня рекламы на каждом канале

20 дней видеозаписи

11 679 рекламных роликов